Личность: что это такое в психологии, отличие от индивида и индивидуальности

Личность: что это с точки зрения психологов

Личность: что это такое в психологии, отличие от индивида и индивидуальности

Вопросом, что такое личность, задавались еще древние мыслители времен Боэция, который и был в авангарде тех, кто дал конкретное определение понятию личность: «ин­ди­ви­ду­аль­ная суб­стан­ция ра­зум­ной при­ро­ды» (naturae rationalis individua sub­stantia). Постепенно, по мере развития наук об обществе и роли в нем человека понятие личности получило иные определения, впрочем, недалеко ушедшие от первого. Личность — это проявление комплексного взаимодействия уникальных физических, психических и социальных факторов. Стиль взаимодействия с внешним миром и поведение личности определяют различные эмоциональные, когнитивные, поведенческие и мотивационные процессы. В Средневековье это слово на латыни звучало как “persona” и обозначало маску, театральную или ритуальную. Уже отсюда просматривается фактор роли, которую индивид играет в обществе, реализации его интеграции в социум как основа для определения того, какой он как личность.

Структура личности в психологии

Существует лингвистическое клише “Он — личность”, от него пошло житейское понимание данного термина в качестве “великого человека”, чего-то достигшего, на что другие не способны. Это понимание слова не совсем совпадает с научным. В психологии — науке о душе, людях и их взаимоотношениях — личностью фактически считается каждый. Рассматривается уникальный набор его установок, убеждений, выбор, стратегия поведения, реакции на разнородные внешние импульсы.
Изучением структуры личности занимались:

  • В.Н. Мясищев;
  • К.К. Платонов;
  • Б.Г. Ананьев

По В.Н. Мясищеву в структуре личности самое главное — это отношение к людям. Избирательная психологическая связь с различными сторонами жизни представляет собой основанную на опыте, сознательную линию поведения человека. К.К. Платонов усложнил представление о личности, введя иерархию составляющих ее структурных элементов:

  • особенности психических процессов;
  • опыт;
  • психофизиологические процессы;
  • направленность

Здесь присутствуют и социально обусловленные элементы-уровни, и биологически обусловленные. При динамической изменчивости эти уровни функциональны и морфологичны.
Б.Г. Ананьев видел три плоскости развития человека в индивидуально-психологическом плане: жизненный путь, расцвет психофизиологических функций, становление деятельности, общения, познания. Этот психолог говорил, что при рассмотрении черт личности нужно учитывать ее специальную и общую трудоспособность, работоспособность, жизнеспособность организма (здоровье), интеллект.

Личность как хитросплетение поведенческих паттернов, манер и эмоций

Чем индивид отличается от личности

Индивид — это человек, взятый вне социального окружения. Он еще никак не повзаимодействовал с другими, не проявил себя. Индивид психологами воспринимается как некий прототип личности. Согласно цитате великого русского психолога Асмолова: “Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают”. Отсюда возникает логический вопрос: — Что представляет из себя индивидуальность? Как ее дифференцировать от личности?
К индивидным свойствам относят структуру органических потребностей и динамику психофизиологических функций. А также — конституционно-биохимические, возрастно-половые, нейродинамические особенности, которые включаются и в “ингредиенты” личности.

Понятия индивидуальность и личность

Индивидуальность является набором качеств, делающих человека уникальным и неповторимым. Индивидуальные реакции отличают манеру выражения эмоций, движения, стиль мышления, взгляды на жизнь и поведенческие схемы. Индивидуальностью мы выделяемся на фоне остальных личностей, хотя, безусловно, личности — мы все.
И только определенный комплекс черт, своебразие личности, уникальность физиологических, духовных и личностных качеств понимается как индивидуальность.

Компоненты личности

Произвести свою интеграцию в реальность личность может только, собрав воедино ряд структурных элементов, являющихся ее неотъемлемыми частями. Эти компоненты отличаются от человека к человеку, формируют его систему жизненных принципов и ценностей. Опишем природу каждой базовой компоненты личности по отдельности.

Мотивация

К. Левин, И. Павлов и З. Фрейд особенно рьяно занимались изучением мотивации. Они хотели описать причины поведения человека. Впрочем, этим занимаются психологи и по сей день. Образно говоря, мотивация — это подоплека, причина и стимул, которые заставляют предпринимать некие действия. Она бывает внутренней или внешней. Внутренняя мотивация состоит из личных потребностей человека, для закрытия которых он начинает поступать определенным образом. К внешней мотивации относят поощрения от работодателя, дополнительные отпуски, повышение зарплаты и карьерный рост.

Темперамент

Темперамент делится по Айзенку на 4 типа: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Каждый тип обусловлен физиологическими различиями, например, скоростью передачи нервных импульсов. Темперамент определенного вида закладывается от природы и резистентен к любой психотерапии. Обычно, особенности динамики поведения человека нужно просто принять и понять, потому что в плане темперамента вариации в течение жизни невозможны.

Способности

Полушария мозга, отвечающие за разные способности, развиты бывают неодинаково даже у родственников. Недаром есть деление на “музыкальных” людей с отличным слухом, определенным задатками, математиков, склонных к вычислениям, и художников. Также выделяются и более тонкие градации.
Способности хоть и определяются задатками от рождения, все же могут быть искусственно развиты в процессе учебы, тренировок и специальных занятий. В хоте поднятия уровня определенных способностей происходит наращивание новых нейронных связей головного мозга. Со временем, когда количество нейронных связей существенно увеличилось, происходит их тонкое взаимодействие. Результатом бывает принятие нестандартных решений (до которых другие не додумаются, поскольку не обладают таким острым умом), нахождение оптимального варианта поведения в кризисной ситуации и пр. В соответствии со способностями, например, дают рекомендации профориентологи. Еще древний философ Платон говорил, что если человек выберет специальность (или работу), к которой у него есть врожденные способности, то будет выполнять задачи лучше, быстрее и качественнее. Отсюда следует ждать повышения продуктивности труда.

Воля

В обыденной жизни понятие “воля” ассоциируется с трудоемким занятием, зачастую неприятным и доставляющим страдания. Волю действительно необходимо укреплять, упражняясь выполнением не совсем приятных задач. Однако, навык терпения, противостояния трудностям и стойкость пригодится в дальнейшем.

Эмоции

Моментальные кратковременные реакции на внешние возбудители принято называть эмоциями. Спектр расхожих и часто проявляющихся эмоциональных откликов довольно широк. Подобно нейронным программам, эмоции “вживлены” в наш мозг. Среди них различают: интерес, страх, печаль, радость, отвращение, гнев. Частота и интенсивность проявления эмоций определяется генетической предрасположенностью.

Характер

Характер складывае в течение первых 20 лет жизни на основе опыта и впечатлений. Это сравнительно постоянный набор психических свойств, являющийся одним из свойств личности. Характер влияет на межличностные отношения и тип поведения. Если в разных ситуациях личность проявляет одни и те же схемы поведения, то можно “записать” их в описание ее характера.
Этот компонент личности за короткое время не меняется, несмотря на возможность модификации в течение длительного периода. В переводе с греческого термин “характер” означает “след, оставшийся после чеканки” или “печать”.

Нарушения структуры личности

Личность иногда может иметь “порченую” структуру. Происходит это вследствие неправильного воспитания или его отсутствия в детстве. К подобным случаям относят расстройства личности следующих типов:

  • ананкастное;
  • тревожно-избегающее;
  • нарциссическое;
  • садистическое;
  • диссоциальное

В более позднем возрасте возмежен распад личности как сопутствующий синдром при начавшемся психическом расстройстве (шизофрении и пр.). Это как раз те случаи, когда говорят: — Его как подменили! Распадающаяся “личность” утрачивает былые положительные качества и становится гораздо агрессивней. Помимо того, расстройство затрудняет ее гармоничное вращение в обществе. К провоцирующим факторам развития психического расстройства во взрослом возрасте психологи относят наличие акцентуаций характера (гипертрофированно выраженных черт характера). В отличие от расстройств личности, стойко проявляющихся во всех жизненных обстоятельствах, акцентуации “выходят на поверхность” или становятся заметными исключительно в моменты стресса. В чистом виде они встречаются редко, но в психологии принято все же выделять наиболее общие по схожей симптоматике акцентуации характера:

  • гипертимная;
  • астено-невротическая;
  • лабильная;
  • циклоидная;
  • истероидная;
  • неустойчивая;
  • конформная;
  • сенситивная;
  • психастеническая;
  • шизоидная;
  • эпилептоидная

Их наличие нарушает гармонию личностного развития, препятствует нормальному карьерному росту, общению со сверстниками, что проявляется в плохой коммуникабельности, иногда — в отсутствии самостоятельности, перепадах активности и настроения. Окружающих такие “маяки” пугают и отстраняют от акцентуированной личности.

Loading

admin

Оставьте свое сообщение