Экзистенциальная психотерапия и учение Хайдеггера

Кабинет психолога, проводящего экзистенциальную психотерапию

Экзистенциальная психотерапия и учение Хайдеггера

Концепция бытия или существования («экзистенции») занимает центральное место в философии Хайдеггера, который провозглашал истину о том, что сначала человек проявляет себя каким-то образом, а затем можно определить его как субъект.

Центральные проблемы экзистенциализма

Центральной проблемой в учении Хайдеггера стала мысль о том, что необходимо осмыслить человека как процесс, обозначаемый далее как сущность. Но в отличие от Сартра, который говорил, что изначально имеются некие сущности (люди), а их поведение и способы взаимодействия с миром стоит рассматривать потом, после наблюдения за их паттернами поведенческих реакций, Хайдеггер делал упор на способы экзистенции человека в мире. Термин «экзистенция» происходит от английского exist – «быть, существовать». Т.е. в хайдеггеровском понимании человек не является понятием «кто», а скорее становится символом «как, каким образом». И, действительно, то, каким образом личность отражает реальность выражает ее подлинную сущность, к примеру, тогда, когда она:

  • делает выбор;
  • прибегает к определенной схеме реагирования при встрече с проблемой;
  • разворачивает свой жизненный путь

Отсюда вытекает первый принцип экзистенциализма: «Человек изначально ничего из себя не представляет. Но далее, судя по тому, как он «делает себя сам», каким он усилиями своей воли становится, можно дать ему определение». В традиционной антропо- и эгоцентрической западной психотерапии это называется самореализацией.

Еще один термин экзистенциальной психологии – «заброшенность в мир», что означает попадание в некие условия бытия, своеобразную «вброшенность» и необходимость «приспосабливаться» к условиям, навязанным извне, путем реализации себя через действия, воплощения.

Мышление, по словам экзистенциалистов, представляет собой осмысление человеком себя как единства телесных, эмоциональных и духовных сил.  Нераздельное бытие объекта и субъекта без их разделения – основная идея экзистенциализма.

Ирвин Ялом – другой представитель экзистенциальной гуманистической психотерапии отношения между окружающим миром и «Я» через категории:

  1. Ответственности.
  2. Свободы.
  3. Смерти.
  4. Одиночества.

Причем парадигма смерти здесь необязательно предполагает физическую смерть, нет, скорее смерть экзистенциальную. Она преследует человека на каждом шагу в моменты выборов. Когда личность решает не идти на работу шпалоукладчиком, а пойти на стройку, то она умирает в образе шпалоукладчика, а оживает в ипостаси строителя. Жизнь же это бесконечная череда выборов. Ключевым моментом на пути самоопределения становится стратегия выборов, потому как выбирая одно, мы одновременно отказываемся от другого. 

Суть экзистенциальной психотерапии

В процессе проведения сеанса психотерапии специалист старается подвести клиента к осознанию ответственности. Ответственность за то, кем человек стал является квинтэссенцией человеческого существования. Согласно Р. Мэй мир для человека является структурой значимых связей и образцов поведения, которые он использует. Личность постоянно находится в процессе формирования и планирования, согласно Л. Бинсвангеру, а мир человека всегда открыт и динамичен в отличие от закрытых миров растений и животных. Р.Мэй подчеркивает, что индвид может восприниматься лишь в процессе становления, в схемах переживания:

– отчаяния;

– тревоги;

– конфликтов;

– отчуждения от самого себя;

– стресса

То есть экзистенциальная психология оперирует определением «человека-в-битии», «человека-в-совместном-сосуществовании», «человека-в-его-мире», притом делая акцент на неотделимости его от среды и возникающих импульсов из нее.

Суть экзистенциальной психотерапии заключается к приведению пациента к осознанию четырех реалий жизни:

– смерти;

– внутренней пустоты;

– изоляции;

– свободы

Поняв и приняв их наличие, личность движется к аутентичности. Аутентичность понимается в качестве способности полноценно жить в соответствии с велением чувств, не теряя при том чувства ответственности за ВЫБОР. В терапии пациент ищет новые пути в жизни, переосмысляет ценности, рассматривая жизнь как череду внутренних конфликтов. Анализ ценностей человека и проставление их в случае отсутствия уже имеющихся ведет к принятию мироздания, возможности сделать выбор, принять решение в соответствии со своими индивидуальными особенностями. В отличие от когнитивно-поведенческой психотерапии, где меняются жизненные установки, “накладываются” новые схемы взаимодействия с действительностью, экзистенциальная психотерапия больше ориентирована на “осмысление” и посредством него построение жизненного плана на будущее, избавившись от депрессии, тревоги, ощущения бессмысленности, одиночества и прочих тягот психологического характера.

Характер отношений пациента и психотерапевта зиждется на принципах:

– аутентичности;

– присутствия;

– преданности

В сеансе врач и клиент предстают равноправными фигурами, которые совместно, но под мягким руководством в стиле простого «направления по дороге» профессионала-психолога стремятся осмыслить бытие клиента в процессе, осуществить градацию ценностей, сделать попытку понять основные парадигмы бытия, принять их и очертить траекторию дальнейшей жизни, помня об ответственности за каждое принятое решение, сделанный выбор.

Loading

admin

Оставьте свое сообщение