Психодиагностика как разбор мозга по полочкам

Психодиагностика: цели и разновидности

Психодиагностика зародилась как наука прогнозирования поведения людей. Являясь неотъемлемой частью профессиональной деятельности психолога, диагностика становится ключевым звеном в оценке поведения личности. Целью исследования диагноста становится специфика личностной структуры соответственно запросам клиентов, организаций и градациям состояний психики: хорошая норма, пограничная норма, расстройство.

В ученых кругах имеется неоднозначное мнение насчет предмета психодиагностики. В то время как часть психодиагностов понимает предмет своей деятельности как психическое своеобразие конкретного человека, другая их часть придерживается точки зрения о предмете психодиагностики как об изучении различий в психической организации людей и факторов, дифференцирующих их.  

Что такое психодиагностика

Термин «психодиагностика» ввёл Г. Роршах в 1921 году в качестве альтернативы распространенному в то время понятию «психологическое тестирование» и был определен как процесс обследования с помощью теста чернильных пятен, который был направлен лишь на описание личности. Ему акже принадлежит знаменитый проективный тест, именуемый “Чернильные пятна Роршаха”.

К концу XX века направления теоретической и методической работы в области ПД определяются, главным образом, запросами психологической практики: вопросы расстановки кадров, самопознания, профориентации, оценки творческой самореализации личности, профилактики деструктивных социально-психологических явлений, своевременного выявления проблем в сфере протекания базовых психических процессов, прогнозирования социального поведения.

«Никакая психологическая работа невозможна без установления основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к постройке, надо заложить фундамент» – Н.Н. Ланге.

Так великий психолог обозначил метод. Наблюдение (первейший метод психодиагностики) оказался трудоемким, поэтому в психологических исследованиях получили распространение психодиагностические методики (вариации различных типов методов), используемые во всех тех случаях, когданеобходимо получить оценку той или иной психической характеристики конкретного индивида. Эти методики обладают следующими особенностями:

1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2) они представляют информацию не вообще о человеке, а о тех или иных его конкретных особенностях (интеллекте, тревожности, самооценки, чувстве юмора, наиболее характерных личностных чертах и т. п.);

3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми;

4) информация, получаемая с помощью ПДМ, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза их эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности личности.

Психодиагностика – это триединство диагноза, прогноза и психологической помощи.

Результаты ПД могут воплощаться в следующих формах: 

  • психологическая интерпретация (на базе проективных и стандартизированных методик);
  • психологические портреты(общий, частный, экспресс);
  • психодиагностические заключения

Заключение пишется на базе клинического и статистического подходов.

Клинический подход опирается на анализ качественных показателей, доверие идет к «субъективному» суждению и профессиональному опыту. При статистическом подходе больше учитываются объективные (количественные) показатели, их статистическая обработка в виде уравнения регрессии или факторного анализа. В любом психодиагностическом исследовании превалировать должен клинический (качественный) подход.

Задачи психологического исследования

Задачи психологического исследования условно делятся на поисковые и оценочные.

Оценочные задачи отличаются тем, что в них требуется установить наличие, отсутствие или степень выраженности определенных психологических особенностей у исследуемого. Например, определить наличие агрессивных тенденций в поведении или выявить уровень личностной тревожности.

В поисковых задачах психолог устанавливает причинно-следственную связь между индивидуально-типологическими особенностями респондента и условиями запроса, обрабатывает «сырые» данные тестирования и формулирует итоговое заключение.

Психодиагностика школьников и подростков

На этапе школьного обучения тесты специальных способностей позволяют определить отдельных учащихся в подходящие заведения для развития их способностей. Склонность к суицидальному поведению выявляется специальными опросниками, тестами и картами.

Эмоции играют ключевую роль в подростковом поведении. Исходя из этого факта, наборы тестов, нацеленных на изучение эмоционально личностной сферы, подойдут при раскрытии причинно-следственных связей поступков подростков.

Психодиагностика в профессиональной сфере

В современном кадровом менеджменте оценка персонала часто является системообразующей деятельностью. Оценочные технологии необходимы для получения информации для разработки кадровых программ.

Диагностика степени выраженности психических состояний, акцентуаций характера помогает предвидеть факторы, вызывающие психогенные реакции, что играет роль в формировании совместимых команд.

Немаловажную роль играет психодиагностика и в работе HR-менеджеров. Получив представление об уровне интеллекта, защитных механизмах, характерологических особенностях личности, руководитель организации сможет лучше распределить кадры, обеспечив эффективность работы компании на должном уровне. Тесты, выявляющие качество межличностных отношений и социальной адаптации, позволят определить круг сотрудников, которые эффективнее справятся с работой удаленно или в относительной изоляции от группы, а также назначить тренинги для коррекции поведения.

Психодиагностика при девиантном поведении

Предметом ПД девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм (правовых, нравственных, эстетических) ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации в обществе, нарушения самоактуализации в силу выработанных неадекватных паттернов поведения.

Девиантное поведение затрагивает «пограничное» и патологическое поведение лиц с внутриличностными конфликтами и психопатологиями. Зачастую, их ПД предполагает написание психодиагностического заключения и отправку его другим специалистам: наркологу, психиатру, следователю и пр. Но роль психолога тем не менее огромна. Попытки разделить психологию и психопатологию девиантного поведения до того, как изучен конкретный случай и определены мотивы выбора человеком подобного стиля поведения – нонсенс.

Девиантные формы поведения – это переходные, неразвернутые варианты поведенческих психических процессов. Основной принцип их диагностики – отсутствие психопатологических симптомов, отсутствие качеств поведенческой нормы.

Психодиагностика при наркомании и алкоголизме

Относясь к аддиктивному типу девиантного поведения, злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, характерно для лиц с большим рассогласованием психологической устойчивости в случаях обыденных отношений нежели при кризисах.

Инструментарий психолога-диагноста здесь включает ряд скрининг-тестов.

Диагноз пагубного употребления психо активных веществ ставится при наличии непосредственного ущерба, причиненного психике, включая нарушение суждений или дисфункциональное поведение, которое может привести к инвалидизации или неблагоприятно сказаться на межличностных отношениях. По результатам клинической диагностики и в сопоставлении с данными психодиагностики врач психиатр-нарколог дает заключение о выраженности рисков по развитию наркологических заболеваний либо выносит клиническое диагностическое заключение и определяет дальнейшую маршрутизацию пациента.

Психодиагностика патологий

Недоразвитие когнитивных функций на ранних этапах жизненного пути чаще именуется олигофренией, которая выявляется тестами на уровень интеллекта. Однако окончательный диагноз выносится профессионалами из области медицины на основе результатов анализов и аппаратурных исследований.

Возникновение дефектов после периода нормального функционирования именуется распадом психики и проявляется в расстройствах мышления, логики и пр. Диагностический инструментарий на тестовом уровне, подходящий для первоначального выявления шизофрении, олигофрении, синдромов органического поражения мозга, базируется на изучении психических процессов внимания, памяти, мышления.

Если на повседневные задачи личность реагирует неадекватно и несоразмерно или не способна выполнять их, если в обычных ситуациях он испытывает дискомфорт или теряет желание к самосовершенствованию, то уже можно предполагать ту или иную патологию.

В основе ПД девиантного поведения лежит феноменологический подход, опирающийся на понятие феномена как любого индивидуального целостного психического переживания и связанного с ним поведения.

Существенно выделяясь среди ряда психопатологических заболеваний, олигофрения, шизофрения и расстройства, обусловленные органическими поражениями мозга, занимают лидирующее место по частотности возникновения. Их диагностика происходит в сотрудничестве с психиатром, за которым закреплено право постановки окончательного диагноза.

Диагностика при олигофрении происходит по классической модели:

интервью, тестирование, анализ результатов, формирование заключения.

Для олигофрении характерны особо низкие результаты тестов на уровень когнитивного развития (IQ ниже 65 и зависит от стадии ). При беседе речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений.

Напротив, при шизофрении грамматическая структура предложений не нарушена, а речь засорена вычурными оборотами и логически непоследовательными суждениями, пафосными высказываниями с посылом на нравоучения по любому незначительному поводу. Скачки мысли не поддаются общей логике ассоциирования. Механическая память сохранена: хорошие показатели по таблице Шульте и пр. Признаками органического ППС служат повышенная истощаемость внимания, существенное ослабление механической памяти.

Важными условиями проведения психодиагностического обследования являются: соблюдение точных инструкций к методикам, знание процедуры проведения каждой методики, наличие диагностических материалов.

Диагносту необходимо помнить о приоритете качественных данных над количественными.

Многие исследователи рекомендуют на этапе тестирования сначала использовать проективные методики, а затем – с точным подсчетом баллов. Практически общепринятым является допущение, что чем менее структурирован стимул, тем больше вероятность того, что он даст проекцию более «глубинных» слоев личности.

К мероприятиям, призванным улучшить работу психолога-диагноста относятся тематические выставки, конференции. Наиболее полезны и интересны подобные мероприятия могут быть совершенно разным представителям психологического сообщества: студентам и начинающим психологам — чтобы сориентироваться во всем многообразии профессии и найти свою нишу; практикующим психологам — опробовать методы и формы работы с коллегами, обменяться опытом и обзавестись полезными и интересными знакомствами.

Loading

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *