Техники гештальт-терапии и их теоретический подтекст

Общение это в психологии процесс межличностного взаимодействия в группе

Техники гештальт-терапии и их теоретический подтекст

Организм человека от природы наделен способностью к саморегуляции, эту способность невозможно чем-то заменить или отнять. Согласно теоретическим построениям Фредерика Перлза, ставшего первооткрывателем гештальт-терапии, навык саморегуляции порой дает сбой. Навязываемые извне идеалы заставляют личность биться, как в клетке, где решетка должна быть из одного металла, а поддон из другого, украшения такими-то, а подвеска еще немного иной. Простое копирование схемы жизни, предоставленной другими, не дает ощутить свои истинные чувства, ассимилировать объекты, а не слепо интериоризировать их подобно ребенку. Не ассимилированные («пережеванные») факты, ритуалы реальности затем «застревают» как ком в горле, не давая жить с ними и наслаждаться жизнью. Они лишь организовывают быт определенным образом, без того, чтобы дать шанс хозяину тела самостоятельно расставлять приоритеты в жизни.

Наша зависимость делает нас рабом, особенно зависимость нашего самоуважения. Если вы нуждаетесь в ободрении и похвале от каждого человека, вы каждого делаете вашим судьей

Ф. Перлз

Помимо философских высказываний, Перлз отменил старую форму терапии. Он критиковал Фрейда за то, что тот не может без перекошенного выражения лица смотреть в глаза пациентом, отчего вынужден скрываться за подголовником кушетки. Он настаивал на коммуникации лицом к лицу. Его направление стало больше похоже на телесно-ориентированную психотерапию, поскольку задействовало много упражнений на прочувствование эмоций через ощущения на физиологическом уровне. Гештальтисты разработали для этого целую систему научно-обоснованных техник.

Какие техники применяются в гештальт-терапии?

Работа с фантазиями (мечтами)

Фантазия – это самая спонтанная продукция, несущая в себе материал, основанный на актуальных потребностях человека. Как отмечала психолог Анастази, человек реагирует только на значимые для него стимулы. Даже помещенные в одну окружающую среду индивиду будут воспринимать ее в разных ракурсах. Тот же принцип лежит в основе построения содержания фантазий.

При разборе примеров с фантазиями применяется метод столкновения противоположностей (значимых элементов).

Акцент на чувственном переживании

Проживание конфликта готовит почву для его интерпретации. Это не банальное разъяснение терапевтом, а самопрочувствование. Н.Долгополов заявляет, что порой человек не может удовлетворить некую потребность потому, что не осознает даже, чего он хочет. Понять и почувствовать истинный зов желаний позволяет гештальт-терапия.

Вы никогда не сможете ничего преодолеть, если будете этому сопротивляться. Что-то можно преодолеть, лишь глубже погрузившись в него.

Фредерик Перлз

Чувства как высший продукт культурно-эмоционального развития человека доступны ему через проявление себя в социуме. В отличие от эмоций (переживаний после удовлетворения физиологической потребности), чувства животным не даны, они присущи исключительно людям. Для сравнения: то, что мы чувствуем после насыщения голода, укутывания в шубу на морозе и пр. относится к категории эмоций. Чувственные переживания несколько иные по природе происхождения. Чувства выявляют отношение к объекту своих потребностей, отношение личности к тому, что и каким образом она преобразует, в них есть компонент СОЗНАНИЯ.

Они характеризуются длительностью, устойчивостью. Отмахиваясь в повседневной жизни от сознания и переживания чувств, человек загоняет их глубоко в бессознательное, откуда они позже начинают разъедать его конфликтами настроения. Однако, необходима помощь психолога, чтобы разобраться с чувствами, и вывести проигнорированное однажды наружу, обратно в сознательную плоскость.

Преодоление сопротивления

При среде, поощряющей усилия человека, он идет в нее с радостью, полный энтузиазма и вдохновения при контакте. Если же окружение доставляет только разочарование, гнев и обиду, то личность стремится минимизировать контакты и делает это путем:

  • дифлексии;
  • интоекции;
  • проекции;
  • конфлюэнции;
  • ретрофлексии

Эти формы сопротивления сокращают тот период времени, когда личность вынуждена соприкасаться с неприятным, доставляющим отрицательные эмоции миром (в локальном масштабе).

Преодоление интроекции («заглатывания» общественных ценностей и норм без анализа их полезности для собственной жизни) осуществляется через упражнение «Я и ты». Составляются предложения, начинающиеся с «Я думаю, что…», а главные герои – пациент и терапевт поочередно. Далее происходит анализ того, какие из высказанных теорий переняты из того, что было когда-то услышано, а какие убеждения базируются на собственном опыте. Человек обретает навык «переосмыслять», а не примитивно «проглатывать» факты и приходит к пониманию, что он манипулирует миром, а не мир управляет им. Он притягивает желательные аспекты среды и отторгает лишнее. Описание остальных форм сопротивления и методов разрушения их заслуживает отдельной статьи.

Принятие ответственности на себя

«Дыры в личности» – так Перлз называл тенденцию перекладывать ответственность за события в своей жизни на действия и решения других. Если человек не осознает отрицательные качества в собственной персоне, то он начинает проецировать их вовне.

Помощь психолога заключается в разъяснении важности обдуманно принимать решения, идентифицировать важные и второстепенные аспекты объектов (ситуаций), предоставляемых на выбор, указывать на многовариантность жизненных стратегий.

Расширение осознавания

Участник терапии закрывает глаза по просьбе терапевта и пытается сфокусировать внимание на актуальных чувствах в данный момент, проговорить их: «В настоящий момент я ощущаю…», «Мне кажется, что я…» Так человек начинает лучше понимать свои переживания, причем описываются и ощущения, возникающие в мышцах, на коже и пр. Весь конгломерат телесного и духовного становится осознаваем. Напряжение в определенных зонах, зуд, онемение частей тела либо внутреннее смятение души, тревога, страх – одинаково достойные внимания чувства. Психолог-терапевт далее дает задание открыть глаза и перенаправить внимание на внешнюю среду. Пациенту предлагается описать находящиеся в непосредственной близости:

  • запахи;
  • звуки;
  • предметы

Затем вновь описываются внутренние ощущения, цикл повторяется несколько раз. Jacobs, Hycner (1995) отмечали, что осознавание своих внутренних и внешних переживаний не есть самоцель. Они полезны только, когда служат гармонизации отношений с окружающим миром.

Интеграция противоположностей

Часто люди чувствуют себя как бы между двумя противоположностями, причем будучи расщепленными ими. Противоположности и полярности в гештальт-терапии считаются взаимосвязанными и приводящими к внутриличностному конфликту. Для преодоления его, полярности нужно интегрировать.

Интеграция противоположностей осуществляется упражнением «Разыгрывание ролей». Каждый участник психологического тренинга в утрированной (намеренно преувеличенной форме) разыгрывает ту роль, которая более свойственная ему в жизни, но не осознается, а только подмечается окружающими. Робкий играет до крайности робкого, а завистливый – завидующего даже новой пуговке на кофте собеседника.

Широко известно упражнение «Двух стульев», когда пациент сначала садится на один и проговаривает роль Нападающего, заявляющего, что он «Должен сделать!», а далее пересаживается на другой стул со словами того, что «Можно осуществить!», играя Защищающегося. Гештальт-терапевты верят, что осознавание личностью силы и сути противоположных желаний, роящихся внутри них, нивелирует ими вызванный конфликт.

Помощь психолога гештальт-терапевта заключается в структурировании и направлении процесса при сеансах. Упражнения гештальт-терапии берутся из стандартных методических пособий и справочников и применяются в качестве некого каркаса для дальнейших рассуждений. Но истории в каждом случае уникальны, переживания также, и обусловлены они бывают индивидуальными особенностями участников терапии, их отношением к действительности.

Loading

admin

Оставьте свое сообщение