Клиент-ориентированная терапия К. Роджерса: принцип действия
Клиент-ориентированная терапия ставит психолога в позицию друга клиента, а не наставника или доктора. Со стороны они выглядят как приятели.
В 1940 году К.Роджерс официально озвучил свои взгляды на терапевтический процесс перед лицом множества ученых-психологов. Этот год и считается годом рождения нового вида терапии, в отличие от психодинамической и пр. Она получила название клиентцентрированноклиентцентрированная или клиент-ориентированная терапия, поскольку ведущим в процессе оказывался клиент, а не его терапевт.
Клиент-ориентированная терапия в философском подтексте
В основу концепции клиент-ориентированной терапии положен постулат о том, что клиент сам знает куда ему двигаться, но для успешного прохождения пути ему необходимо ощущать соприсутствие кого-то рядом. Как в притче о лошади и мальчике. Однажды юноша увидел потерявшегося в поле коня. Он взял его за узду и пошел с ним, направляя на тропу обратно, когда тот подумывал уйти в сторону. Когда они пришли во двор незнакомого вельможи, тот спросил у юноши: «А как ты узнал, что лошадь моя?» Тот ответил: «А я и не знал. Она сама меня сюда привела.»
По мнению Роджерса во время терапии психолог не должен пользоваться никакими техниками, выявлять механизмы защит или интерпретировать их. Важно только выполнение следующих трех условий, задающих тон всей манере поведения психотерапевта во время сеанса:
1. Конгруэнтность, подразумевающая доверие к пациенту-клиенту, установление «незамутненных», «прозрачных» отношений с клиентом. Противоположна ей инконгруэнтность, когда терапевт становится подозрительным и защищающимся или допускает двойную линию поведения: вербальные и невербальные знаки расходятся по содержанию.
2. Уважительное, позитивное отношение к клиенту. Важно, чтобы респондент не ощущал греховности всего, что говорит. Психолог создает доверительную атмосферу.
3. Эмпатия как сопереживание эмоциям и чувствам клиента. Терапевт ставит себя на место подопечного и осмысляет все «как если бы» он был им. Но без избавления от «как если бы», полное слияние недопустимо.
Каждому человеку присуще стремление к самоактуализации, но ее направление может быть разным и каждый сам вправе его выбирать. В этой связи роль психолога сводится к разметке примерной «карты с путями», по одному из которых захочет двинуться клиент.
Путь к самоусовершенствованию
Слоган клиент-ориентированной терапии – «стать лучшей версией себя». Юджин Джендлин стал продолжателем идей Роджерса и разработал ФОКУСИРОВАНИЕ. Оно во многом напоминает телесно-ориентированную психотерапию, а именно в фиксации внимания на «чувствах тела». Клиента просят заметить основное ощущение, которое давлеет в настоящий момент над остальными, не отмахиваясь от него, пережить его с утроенной силой.
В отличие от психодинамической психотерапии и когнитивно-поведенческого подхода клиент-ориентированная терапия подчеркивает необходимость недирективного (как «врач-пациент» или «учитель-ученик») подхода к коррекции клиента. Психолог при проведении данного вида терапии действует как помощник в устранении замедляющих естественное саморазвитие блоков сознания, наставляя на путь самораскрытия по наиболее интересному для подопечного сценарию.