Базисные понятия психодинамической терапии

Психодинамическая психотерапия, как ее проводят и в чем действие

Базисные понятия психодинамической терапии

Психодинамическая психотерапия происходит от понятий «психика» и «динамика» (движение), т.е. психическое развитие человека в движении. Преткновения на этом пути дают почву для развития отклонений, с которыми и борется психодинамическая терапия.

В основе этого старейшего направления исцеления беседой легли идеи Зигмунда Фрейда о периодичности и стадийности развития личности в детстве. Каждая стадия несет в себе необходимость освоения ребенком определенного минимума знаний. Когда достаточного опыта и информации не получено, в его жизни намечается кризис, который со временем забывается, но потом терзает уже взрослого человека из глубин бессознательного. Так Фрейд доказал, что время не лечит, а от психологических конфликтов лечит только терапевт.

Терминология психоанализа

Фрейд развил теорию о том, что каждая личность состоит из трех основополагающих компонентов, борьба и компромиссы между которыми приводят к развитию неврозов:

  1. Ид.
  2. Эго.
  3. Суперэго.

Под «Ид» подразумевается либидо и стремление к смерти «Танатос». Последнее воплощается в агресси против себя (суицид) или окружающих. Это первобное состояние ингибируется работой «Эго», представляющем собой рационализирующее и балансирующее начало личности. «Суперэго» является сборником всех тех нравственных и моральных норм, которые выработало общество, и которые интериоризируются индивидом в процессе жизни. Суперэго как ментор или тормоза у машины, наличествующие даже при нежелании ими обладать, обеспечивающие защиту от своевольных действий Ид по отношению к окружающим и себе.

Техника и приемы психодинамической психотерапии

В процессе применения психодинамической терапии производится краткая психодиагностика пациента. Обращаясь с просьбой говорить всё, что приходит на ум, психолог вслушивается в речь говорящего, поначалу довольно активно комментируя и переспрашивая суть сказанного, уточняя характер чувств. Далее стиль поведения терапевта меняется на более пассивный.

Анализ сказанного проходит по выявлению защитных механизмов, трансфера и их аккуратной интерпретации. Для опытных пациентов производится толкование сновидений, поскольку они считаются «золотом», тем ключом, который вскрывает дверь в бессознательное. Задача всей работы состоит в выявлении содержания бессознательного и пропускании его в сознании, где его клиент должен пережить (катарсис) и ощутить в конечном итоге инсайт (внутреннее просветление с пониманием мыслей, чувств, противоречий, мучавших его на протяжении долгого времени).

Интерпретация чувств клиента тесно связывается с нарушениями развития в детстве или неполным прохождением определенных стадий. Стадии развития по Фрейду:

  • оральная;
  • анальная;
  • фаллическая;
  • латентная;
  • генитальная

По Э. Эриксону эволюция человека с детства делится на стадии, представленные на схеме ниже.

Эриксон, в отличие от Фрейда, не считал, что проблемы человека кроются только в детстве. Он подчеркивал, что неуспешное прохождение любой из стадий после завершения детского возраста также может привести к отчаянию, неудовлетворенности в жизни, а отсюда – к депрессии, неврозам и прочим конфликтам психического характера.

Эриксон разнообразит психоанализ эпигенетической теорией психосоциального развития личности.

Теоретическая база психодинамической психотерапии

Психодинамическая терапия основывается не только на психоанализе, выдвинутом самым ранним ее представителем – Зигмундом Фрейдом, но и его многочисленными последователями и учениками.

Карл Густав Юнг дополнил и расширил психоанализ с учетом социальных факторов, влияющих на сознание и поведение личности. Он разделил бессознательное на коллективное и личное.

Эрик Берн считал, что человек существует в трех ипостасях:

  • «взрослый»;
  • «ребенок»;
  • «родитель»

Проблемы возникают, когда одно из этих постоянно сосуществующих состояний в человеке выдвигается на первый план неадекватно ситуации. К примеру, в ситуации долженствования начинает проявляться образ «ребенка» с его «не хочу и не буду» или «хочу и не иначе, как сейчас».

Альфред Адлер говорил об ощущении индивидом своей неполноценности, выискивании недостатков в самом себе, откуда и происходят социальные стремления. Они же становятся у истоков тревожности и дискомфорта при недостаточно быстром их восполнении, удовлетворении социальных целей.

Последователи Фрейда значительно расширили основную теоретическую линию Фрейда и показали всю многогранность причин личностных конфликтов.

Loading

admin

Оставьте свое сообщение