Религиозная духовность и психология: разные пути к одной вершине
Духовность и психология, оказывается, связаны, несмотря на то, что психологи якобы “учат избавляться от вины”.
Понятие духовности с религией в психологии не отождествляется, а религиозные рамки рассматриваются как оковы, отстраняющие от истинных желаний. Стремление следовать принятым в обществе принципам морали и этики, руководствоваться только благими намерениями – вот идеал духовности как высшей точки личностного саморазвития, но оно выступает и источником внтриличностных конфликтов. Однако, не все способны прийти к этому умозаключению без помощи психотерапевта. Духовность и психология, рассуждая с этой точки зрения, кажутся разными направлениями. Однако, это не так.
Мысли великих психологов о духовности
Клинический психолог Фрэнсис Вон говорит, что обращение к духовности помогает людям избежать проблем внутреннего противостояния. Но связаны ли духовность и психология? И как? Вытесненные в бессознательное неудовлетворенные побуждения могут вылиться в невроз или психоз. Осознание же их (катарсис) и выработка новых более адаптивных установок приводит к ослабление внутриличностного конфликта и, как следствие, исцелению.
В таком ключе психотерапия учит прощать себя, вырабатывать толерантность к ошибкам и неудачам.
Б.С. Братусь пишет, что при упоминании слова «духовность» лица собеседников становятся вежливо-скучными или скорбно-отчужденными, как на официальных похоронах, или кислыми, словно речь идет о чем-то набившем оскомину. Мы отзываемся на то, что нас отзывает, что распознается в нас как «зов».
Так, духовность можно символически представить как некое вертикальное образование: оно статично на плоскости, имеет четко заданные рамки. Слова и поступки людей регламентированы «законом», их действия носят заранее предначертанный схематичный характер. Психология, наоборот, расположена горизонтально: человек откликается на актуальные (для него в данный момент) стимулы и игнорирует остальные. В гештальт-терапии подобные движения обозначаются понятиями «фигуры» и «фона». В общей массе фона лежат маловажные потребности, а на первый план выступает Фигура (сильная первоочередная потребность).
Умение распознавать и закрывать, удовлетворять свои Фигуры (гештальты) ведет на путь освобождения от их навязчивого пульсирования где-то на уровне бессознательного. Когда гештальт закрыт, он более не тревожит и уходит в область фона. Вся жизнь становится чередой выдвигающихся и уходящих гештальтов. Если не следить за своими реальными потребностями, а действовать по указке канона или авторитетного гуру, то в скором времени психика будет расшатана сначала легкими отклонениями, а затем передвинется в пограничное с умопомешательством состояние.
Почему психология не противостоит духовности
Исходя из всего выше сказанного, можно ошибочно предположить, что психолог ведет в безнравственность. Но это абсолютно не соответвует реальности. Постулаты о гештальтах не касаются уголовных правонарушений, тенденций к суициальному поведению и пр. Агрессивное и аутоагрессивное поведение составляет иную грань человеческого поведения. Она относится к ряду основополагающих человеческих инстинктов по З. Фрейду:
- сексуальное удовлетворение;
- страх;
- голод;
- агрессия
Соответственно, методы совладания с агрессией кардинально отличаются. Арт-терапия помогает найти социально приемлемые формы выражения агрессии, действуя с подключением защитного механизма сублимации.
Итак, термин «сублимация», что это такое в психологии? Под сублимацией понимается способность перенаправить биологические влечения, существующие на физиологическом уровне, в русло социальной активности. Переработка энергии идет на создание предметов творчества. Если тяги к искусству рисования нет, то подойдет написание постов в соцсетях, создание иконографики и пр.
Иногда вместо сублимации прибегают к:
- воспитанию детей;
- работе по дому;
- рыбалке;
- спорту
В таком случае продуктивная деятельность выходит не как продукт искусства, а как хобби и полезная деятельность. Какая же здесь связь психологии с духовностью? На этапе, когда агрессивные тенденции удалось обуздать, перенаправив в другом направлении, появляется возможность задуматься о смысле жизни, этике и высших моральных ценностях.
“Две вещи не перестают приводить меня в изумление — звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас”.
Иммануил кант
Роль психодинамической терапии в становлении духовности
По теории психодинамической психотерапии роль психотерапевта при сеансах не состоит в навязывании смысла внутренним призывам пациента, как делали все значимые люди в его жизни. Психолог не дает никаких готовых идеалов, поскольку не играет роль господина. Он становится обманкой, т.е. тем, что пациент любил и недолюбливал, ненавидел и недоненавидел в своем детстве, когда его мир был также фрагментирован, как и он сам.
Так клиент распахивает свое прошлое, регрессируя к ранним желаниям детства. «Правду желаний» психолог подслушивает из развивающегося монолога и отдает обратно в качестве осознанной интерпретации. То есть он возвращает пациенту речь, наполненную тем смыслом, какой ей придают психотерапевтические теории. Осознав природу проблемы, клиент обретает способность избавиться от нее. Далее психоаналитик наталкивает его мысли на дорогу праведности и моральной стройности, личностной целостности, формируя путь для личностного саморазвития в правильном ключе.
Психологи наряду с религиозными духовными наставниками стараются нормализовать деятельность людей, отводя их от экстримов, угрожающих существованию социума. Двигаясь к общей цели, духовность и психология идут разными путями, применяют разноплановые средства. Но вершина духовности становится тем самым идеалом, к которому все они стремятся.