Психологическое консультирование: ключевые этапы, примеры ошибок
В наше время психологическое консультирование становится одной из потребностей человечества.
Работа психолога-консультанта подразумевает правильное проведение консультаций, которые не могут начинаться с раздачи советов или рекомендаций. Строгая поэтапность регламентирует процессы, позволяя плавный переход от общего знакомства к конструктивному сотрудничеству. Анализ и предложения по решению специфической проблемы возможны только после ее полного понимания.
Психологическое консультирование по ключевым блокам
Чего ожидает личность, обращающаяся в заведение психологической помощи? Умелого разбора сложной ситуации с научно обоснованными вариантами выхода из неё. Сформировать действительно работающие, приводящие к нужному результату рекомендации невозможно без поэтапного рассмотрения индивида как личности, его (её) особенностей восприятия и изложения доставляющих дискомфорт моментов, анализа сути жалобы. Далее идет способность адекватной связки услышанного с изученными психологическими теориями. Этапы консультирования выглядят следующим образом:
1. Знакомство.
Первая встреча сопряжена с внутренним напряжением и тревогой за исход сессии. Для разряжения обстановки консультант сам встречает обратившегося за помощью у двери, пожимает руку, с улыбкой предлагает пройтись и занять место на стуле или кресле (рекомендуется для долгосрочных сеансов).
2. Снятие психологических барьеров.
Общаться с незнакомым человеком на сугубо личные темы довольно сложно. Клиент часто испытывает внутренную напряженность, некоторую долю дискомфорта, не решается высказать мнение и выразить чувства. Эмпатия, проявляющаяся в активном вовлеченном слушании, раскрепощает и настраивает на позитивные лад. Переспросы относительно волнующей проблемы активизируют вспоминание моментов, которые ранее ускользали из области сознательного. Бессознательные импульсы и порывы, отрывки из реминисценций, чувственные образы возникают поверх основного рассказа-исповеди.
Отзеркаливание – приём копирования жестов, мимики и поз собеседника с целью получения им ощущения того, что его внимательно слушают.
3. Диагностика
Перед проведением психодиагностики нужно спросить разрешение и согласие на нее у самого респондента. При отказе попытаться объяснить, что без психодиагностики суть конфликта, эмоционального дискомфорта не будет постигнута до конца, а полученные рекомендации от психолога не дадут ожидаемого эффекта.
4. Интерпретация проблемных мест и выдача рекомендаций
На базе знаний, полученных из беседы-интервью, психологических тестов, происходит обращение к теориям личности, семейных и межличностных отношений. Обнаруженные прорехи разъясняются, показываются варианты выхода из неприятной ситуации. Говорит больше психолог, стараясь «разложить по полочкам» структуру конфликта, сложностей и выложить в ряд все возможные способы урегулирования. Порой одного психологического консультирования недостаточно, и человеку нужна медицинская, юридическая, педагогическая помощь. Тогда не нужно пытаться заменить соответствующих специалистов – надо перенаправить клиента к ним, завершив свою часть работы.
5. Рассмотрение мер, принимаемых клиентом соответственно рекомендациям.
По прошествии некоторого отрезка времени психолог-консультант встречается с клиентом или звонит ему, спрашивая о наличии позитивных изменений в его жизни.
Грубые ошибки в психологическом консультировании
Бывают такие промахи коммуникации, которые способны поставить респондентов в тупик и удалить их желание продуктивно сотрудничать, продолжать беседу. Такое случается, когда проводящий консультацию психолог начинает:
- сообщать много подробностей из сферы своих проблем;
- встает на сторону одного из участников при групповом консультировании (супругов, родителя или ребенка);
- пользуется приемом отзеркаливания позы, мимики и жестов настолько активно, что у подопечного возникает ощущение, что его передразнивают;
- выказывает оценочное отношение к поступкам и словам респондента
Разворот беседы в сторону собственных неурядиц превращает сессию в пустое времяпрепровождение для клиента. От такого маневра его проблема не получит разрешения, а специалист не сможет достаточно глубоко ее изучить. Можно считать в таком случае, что психологическое консультирование провалено.
Важны навыки консультанта в соотнесении практического вопроса с теориями и наработками психологических школ! Умение правильно связывать проблему с опорными теоретическими точками ее разрешения приведет к выработке правильных действенных рекомендаций.
Какие цели преследует психологическое консультирование
Психологическое консультирование — это не просто разговор по душам о наболевшем. Задача психолога состоит во-первых, в помощи с поиском конструктивных путей решения затруднений, во-вторых, клиента необходимо ориентировать на развитие. После беседы со специалистом человек должен уйти не только с ощущением, что ему дали необходимую поддержку, доверяли и создали атмосферу безопасности, но и прорабатывать в сознании методы личностного роста, развития, раскрытия уникального потенциала.
Психологическое консультирование, в целом, представляет собой процесс выявления сути проблем, соотнесения их с теоретическими постулатами и рассмотрения разных вариантов решения, давая клиенту самому подумать и оценить, что ему понравилось больше. В завершении нужно сформировать у пришедшего на сеанс стремление к саморазвитию и личностному росту. И все это несмотря на имеющиеся трудности.