Проективные тесты: пятна Роршаха и их интерпретация для взгляда в бессознательное

Проективные тесты и методики, ключ к пониманию и трактовке

Проективные тесты — одна из старейших разновидностей психологического тестирования. Перед появлением психологических тестов, в основу интерпретации которых был положен подсчет баллов, ученые опирались исключительно на проективные методики. Их действенность настолько велика, что от них не отказались и по сей день. Считается, что проективные тесты позволяют вскрыть самые глубинные пласты личности, понять ее строение не как набор черт и характеристик, а во взаимосвязи структурных компонентов.

Разновидности проективных методик

Самой знаменитой проективной методикой являются чернильные пятна Роршаха. Наряду с ними используются:

  • методика незаконченных предложений;
  • задания на произвольный рисунок;
  • методика “Дом-дерево-человек”;
  • методика косвенного измерения системы самооценок;
  • тест Сонди;
  • тест Куна-Макпартленда;
  • рисованный апперцептивный тест;
  • цветовой тест Люшера;
  • тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Проективные тесты нацелены не на выявление степени выраженности какой-то отдельной личностной черты, а разработаны для комплексной обрисовки структуры личности. Они дают возможность рассмотреть наиболее общий, но в то же время целостный психологический портрет человека.

Чернильные пятна Роршаха

Герман Роршах подходил к трактовке ответов реципиентов не только с позиции возможного проектирования внутренних конфликтов на внешний образ, но и пытался выявить механизмы, их запускающие.


ЗаданияПроективные тесты с заданиями на произвольный рисунок


Предлагается нарисовать несуществующее животное, а то, каким его нарисовал тестируемый анализируется с помощью интерпретатора.


Методика незаконченных предложений


Тестирование оценивает варианты окончания предложений, которые дает человек в качестве расклада его жизненных проблем, стратегии защиты в проблемных ситуациях. Методика относится к числу аддитивных (дополнительных), в 1969 г. опробирована Г.Г.Румянцевым и введена в практику в России. Считается, что ее варианты вопросов дают минимальный разгул для ассоциаций и помогают выявить тип отношений индивида и окружающей его действительности.

Суть интерпретации

Интерпретируя рассказ испытуемых, которым предъявляются пятна Роршаха, психолог обращает внимание не только на то, что видит отвечающий, но и на то, КАК он это воспринимает. Комбинации пятен разнятся по скосам линий, их скоплению и пр. Содержание субъективно увиденного и отражает схему внутреннего мира реципиента.
В заданиях на произвольный рисунок нечеткие прерывистые линии рисунков свидетельствуют о наличии невроза. Слабый нажим линий говорит о нерешительном характере и пр.
Методика незаконченных предложений характеризует человека в плане его отношения к:

  • друзьям;
  • будущему;
  • отцу;
  • подчиненным;
  • матери;
  • семье;
  • лицам противоположного пола;
  • прошлому

 


Интерпретатор дает шкалу баллов, по которой оцениваются ответы, зафиксированные письменно во время опроса.
Однако, ни одна методика не дает базы для постановки окончательного диагноза. Проективные методики, как и прочие тесты используются в “батареях”, т.е. комбинациях, дополняющих друг друга. Ошибочно расхожее мнение, что на основе результатов тестов можно выявить патологию: на самом деле ответы, к примеру, шизофреников могут иметь логическую структуру. А детальность прорисовки отдельных деталей не всегда свидетельствует о мелочности, фрагментарности мышления и неспособности видеть целое за частным. Порой за таким феноменом кроется внимательность к деталям, банальный педантизм.

Содержание тестов

Стимульный материал для проективных методик представляет собой результат исследовательского труда известных психологов, прошедший аккредитацию по параметрам валидности и достоверности. Его использование в современности говорит о действенной помощи психологу в постановке диагноза, несмотря на неоднозначность трактовки отдельных ответов. Большая часть психологических диагнозов не подразумевает выявление патологии, а носит характер описания структуры личности в виде:

  • психологического портрета;
  • экспресс-портрета;
  • профиля индивидуальности


Изучается модель взаимоотношений человека с окружающим миром, когнитивные и адаптационные способности, волевые качества и многое другое. Результаты такой диагностики важны при профориентации, расстановке кадров, ранжировании сотрудников по должностным ступеням.

Как действуют проективные методики

Проективный блок психодиагностики условно называется “проективным методом”. Он подразделяется на ряд разветвлений-методик. Проективные методики распределяются на группы согласно стилю, к которому тяготеют при изучении стиля поведения, отношений, установок личности:

  1. Катарсиса (игры в особо организованных условиях).
  2. Структурирования (придание смысловой окрашенности стимулам).
  3. Изучения экспрессии (рисунок на заданную или свободную тему).
  4. Интерпретации (толкование ситуации или события).
  5. Конструирования (создать целое из деталей).
  6. Изучения импрессии (выделение одних стимулов на фоне других как более предпочтительных).
  7. Дополнения (дополнение, придумывание конца истории, предложения, рассказа)

Замаскированность цели проективных методик позволяет максимально точно выявить глубинные движения души респондента, истолковывать особенности личности на базе ответов, предполагающих наличие широкого диапазона разнообразных решений.

Loading

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *