Олигофрения: легкая умственная осталость и дальнейшие градации

Умственная отсталость и интеллектуальные нарушения при ней

Олигофрения: легкая умственная осталость и дальнейшие градации

Умственная отсталость и недоразвитость становилась предметом описания и изучения с древних времен. С целью социальной реабилитации, образования и трудоустройства олигофренов пытались усовершенствовать по самым современным преподавательским методикам.

История выявления умственно отсталых людей

Еще в 18 веке во времена зарождения общего образования педагоги заметили категорию людей, которым чрезвычайно трудно давались школьные предметы. Они неуспевали абсолютно по всем областям. Их состояние можно было квалифицировать как умственная отсталость. Интеллектуальные нарушения были грубыми, стойкими, плохо поддавались коррекции.

Френсис Гальтон создал ТЕСТ в качестве инстумента для выявления индивидуальных различий. А физиолог Ф. Дондерс заложил основы «ментальной хронометрии», измеряя время реакции на раздражители у разных людей. Ум стал измеряться числом операций, стал охвачен измерением. В 1883 г. Ф. Гальтон выдвинул свой способ измерения умственных способностей: «Вся воспринимаемая нами информация о внешних событиях поступает к нам через каналы наших органов чувств; чем более тонкие различия способны воспринимать органы чувств человека, тем больше у него возможностей для формирования суждений и осуществления интеллектуальной деятельности».

Позже Джеймс Мак-Кин Кеттелл разработал тесты элементарных психических функций и знаменитый тест интеллекта Кеттела. Однако, тесты ума, основанные на скорости реакции не оправдали надежд. Психологи поняли, что нужны были иные теоретические представления о природе интеллекта и его функциях.

Альфред Бине стал измерять более сложные, чем сенсорные функции. Э. Крепелин оценивал результаты тренировки памяти, чтения, вербальных ассоциаций, решение простых арифметических задач. Бине впервые установил понятие нормы. А шкала Бине-Симона позволяла ранжировать детей по уровню достигнутых к определенному возрасту знаний. Он ввел понятие умственного возраста. А Вильям Луис Штерн ввел значение IQ, знаменитое и по сей день, как относительную, а не абсолютную величину интеллекта.

Степени умственной отсталости

Накопившийся эмпирический материал позволил научно-обоснованно выделить лиц с отставанием в развитии. Легкая умственная отсталость категоризировалась как дебилизм с показателями IQ от 50 до 70. Умеренная: 35-49 (имбецильность), тяжелая (выраженная имбецильность): 34-20, глубокая (идиотия): ниже 20.

Критерии психодиагностики учитывают не только оценки по школьной успеваемости, но целый спектр нарушений социального, психического, динамического характера:

  1. Проблемы в межличностной коммуникации.
  2. Дефицит практических навыков.
  3. Недостаток адаптивного поведения.
  4. Затруднения в выполнении заданий.

Группа гетерогенных состояний, назыаемых умственной осталостью, в генезе часто имеет депривацию впечатлений о внешнем мире, любви и контроля со стороны взрослых. Российское общество психиатров в 2014 году опубликовало доклад о причинах резкой выраженности олигофрении в некоторые периоды времени, среди которых указаны родовые травмы, интоксикации матери, аномальные психосоциальные ситуации в семье, школе, сомато-эндокринная перестройка организма, аутохтонные сезонные колебания и сочетание нескольких факторов.

Легкая умственная отсталость

Как показал опыт коррекционных школ, легкая умственная отсталость успешно преодолевается почти до нормального уровня знаний при методичных регулярных занятиях с психологом-дефектологом, учителями с опытом работы в трудных классах.  

Умеренная умственная отсталость

Умственная отсталость у детей может быть выражена и в более глубокой степени, вплоть до имбецильности, сопряженной с невозможностью поддерживать свою жизнь самостоятельно. Однако, имбецилы способны подсчитать деньги, расплатиться в магазине, читать по слогам. Такой подвид олигофрении насчитывает 20% от общего числа обучающихся с умственной отсталостью детей.

В плане психического развития имбецильность отмечается внушаемостью и слепым подражанием сверстникам, что уже в подростковом возрасте приводит к проблемам с законом, наркомании, алкоголизму.

Обучающиеся с умственной отсталостью медленнее расширяют зону актуального развития, одни и те же упражнения приходится повторять помногу раз. Важную роль в их научении играет визуализация, отсюда вывод: научить их предметным понятиям гораздо легче, чем абстрактым, не поддающимся концептуальному представлению в виде картинки. Олигофрены редко владеют лексикой отвлеченного, абстрагированного характера:

  • систематизация;
  • стагнация;
  • менталитет;
  • суверенитет

и почти неспособны понимать ее значение. Речь обеднена простыми фразами и почти полным отсутствием причастных и деепричастных оборотов. Общий контекст повествования строится на элементарных фразах с их неоднократным повторением из года в год для обозначения широкого спектра схожих понятий.

Детская олигофрения поддается легким исправлениям, если ребенок находится под постоянным надзором и учебным руководством специально обученных преподавателей, социальных работников, умеющих рационально организовать распорядок дня и подающих новые знания с учетом уже имеющейся ширины зоны актуального развития. Одного педагогического вмешательства недостаточно, необходимо лечение олигофрении у психиатра с назначением препаратов, улучшающих кровоток в мозге, влияющих на центральную нервную систему.

Глубокая умственная отсталость

Тяжелые случаи интеллектуального и психического недоразвития называются дебилизмом. Несмотря на стагнацию и ругательное значение этой лексической единицы в обществе, дебил – это индивид, не справляющийся даже с элементарными заданиями для начальных классов младшей школы. Такому человеку счет в пределах 20 даётся с трудом, а изучение иностранного языка почти недоступно.

Дети с тяжелой умственной отсталостью занимаются по отдельной рабочей программе. Не все они ведут себя спокойно. При подборе лечения психиатром учитываются аспекты:

  • агрессивного поведения;
  • наличие иных расстройств поведения и другой осложняющей симптоматики;
  • ограничения подвижности

Непрерывный постоянный процесс психосоциальной реабилитации необходим такого рода пациентам практически всю жизнь. Дополняющей терапевтической стратегией становится фармакотерапия. Целью становится преодоление социальной отчужденности, улучшение качества жизни и социального функционирования.

Чем олигофрения отличается от деменции

Старческий распад высших психических и мыслительных функций называется деменция. Отличие от олигофрении состоит в моменте пуска отклонения.

Олигофрения начинается с рождения, как правило, связана с интоксикацией или повреждениями мозга в пренатальном периоде и после родов.

Деменция стартует в старческом возрасте после периода полноценной жизни нормального условно здорового человека. Сначала распадаются функции синтеза и анализа. Больному деменцией сложнее абстрагировать понятия, делать правильные выводы из происходящего. Деменция имеет прогредиентное течение: постепенно «от высшего к низшему» деградирует весь набор жизненно необходимых навыков пациента. Специфическим признаком деменции также становится умственная осталость, интеллектуальные нарушения при которой наступают шаг за шагом. Пациент как бы плавно «скатывается вниз».

Олигофрения же характерна их стойким недоразвитием, продерживающимся на протяжении всей жизни в одинаковой степени.

Loading

admin

Оставьте свое сообщение