Зона ближайшего развития, что это такое и как ее определить

Понятие введено Л.С. Выготским в начале 30-х годов прошлого века. Им великий психолог-преподаватель обозначил круг возможностей ребенка, которые нуждаются в наставнике при выполнении.

Теория способностей

В процессе усвоения опыта и знаний, передаваемых из поколения в поколение, дети, мозг которых находится в развивающемся состоянии, способны ускоренно изучить все необходимое, если знания им будут вводиться преподавателем из того пласта материала, что относится к их индивидуальной зоне ближайшего (потенциального) развития.

Выготский в своих трудах выражал идеи о том, что существует 3 области познания учащегося:

  • зона актуального развития;
  • зона ближайшего развития;
  • зона невозможного

Понятие зоны актуального развития вмещает в себя те действия и операции, который обучаемые может выполнить самостоятельно. В зону ближайшего развития входят те принципиально новые манипуляции, которые ребенок может выполнить только с помощью взрослого. Успешное выполнение их под наставничеством более опытного взрослого формирует новые навыки и переводит только что изученное в зону актуального развития, тем самым постепенно ее расширяя.

В зону невозможного входят задания, которые обучаемые дети не могут выполнить пока никак: ни самостоятельно, ни под чьим-либо руководством. К примеру, если начать объяснять 7-летнему ребенку основные принципы дидактики, то он, безусловно, не сможет полностью или даже частично понять передаваемый ему смысл.

Способ определения зоны ближайшего развития

Выявить потенциал обучающегося помогает психодиагностика. Психологическая диагностика обозначает не только уровень развития психики на данный момент времени, но и спектр, свойства когнитивных способностей индивида. Когтинивные способности включают:

— память;

— мышление;

— работоспособность;

— показатели переключаемости и пр.

При определении зоны ближайшего развития ребенку сначала даются задания, которые, согласно школьной программе, он должен уметь выполнять в его возрасте. Удостоверившись в том, что они соответствуют нормам, психолог проводит ряд тестов на памать и мышление в целях оценки перспективного потенциала, это могут быть:

  • тест Векслера (структура интеллекта);
  • матрицы Ровена (логическое мышление);
  • Культурно-свободный тест на интеллект Р.Кеттелла (детская версия)

Далее предъявляются задания на предполагаемый возраст потенциального развития. Для одного ребенка семи лет зона потенциального развития может лежать в диапазоне 8-9 лет, а для другого – в радиусе 10-13 лет. Найдя необходимый уровень, следует начать занятия с наставником, роль которого может выполнять репетитор.

Основой обучения здесь становится сотрудничество с более знающим и компетентным, который набравшись терпения и позитивного отношения к ребенку, сможет вывести его на качественно новый уровень познания.

2 комментария

  1. Спасибо за информацию.

  2. Спасибо, ваш сайт очень полезный!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *