Составление профиля личности, профайлинг, черты личности

Как изучать черты личности и диагностировать их

Черты личности определяют ее стиль поведения во многих нестандартных ситуациях. 

При подборе персонала в компанию, выборе брачного партнера и в процессе распределения учеников в образовательном заведении по группам приходится сталкиваться с совместимостью характеров. В целях оптимальной расстановки кадров и формирования правильной экспектационной стратегии целесообразно проводить диагностику специфических личностных качеств людей. Арсенал психолога в этом плане поистине богат. Тесты и опросы, проверенные на тысячах пациентов, с достоверностью до 95% помогают быстро составить психологический портрет респондентов и принимать правильные решения.

Черты личности и диагностический материал для их выявления

 

К довольно постоянном чертам личности относят нейротизм, экстра- и интроверсию, психотизм и пр. Составить психологический профиль человека невозможно без точного понимания представленности основных черт его личностного склада.

тест-опросник Айзенка EPi;

методика Айзенка EPQ;

методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко

Важным аспектом понимания психического состояния личности является выявление стресогенности его нынешней жизни. Психологи пришли к выводу, что предшественниками физических или психических заболеваний человека, как правило, бывают значимые события их жизни. Отсюда, по результатам наблюдений за более чем 5000 пациентов был выведен перечень жизненных событий с оценкой их предполагаемой стрессогенности. Так появилась Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. Респонденту предлагается отметить те события из списка, которые имели место быть в последние 2 года. При неоднократном повторении какой-либо ситуации количество баллов, идущее к ней следует умножать на число раз.

Напротив каждого отмечено число баллов, чем оно больше, тем выше параметры стресса и сложнее видится адаптация.

Считается, что при наборе 300 баллов, вероятность наступления какой-либо болезни составляет 90%.

Как определить фрустрированность и ее последствия

Важным в определении стрессогенности, а также возможных попыток агрессии или суицида является уровень фрустрированности личности, определяемый методикой диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана в адаптации В.В. Бойко. Почему уровень фрустрированности важен? При высоких показателях фрустрации наступает угнетение психики:

  • алекситимия;
  • апатия;
  • депрессия;
  • тревога;
  • растерянность;
  • бредовое настроение;
  • гипотимия

Они свидетельствуют об изменениях нервно-психического тонуса и могут привести к психопатологическим состояниям. Неадекватность эмоциональных реакций становится их основным маркером в коммуникации. Все они обладают общими признаками:

1. Ослабление интеллекта в возникшем энергетическом режиме (он почти совсем перестает контролировать эмоции).

2. На внешние раздражители личность реагирует только при помощи дезорганизующего эмоционального состояния и никак иначе.

3. При уговорах, что опасности нет тому, у кого есть чувство страха, ему становится еще страшнее.

Механика расстройств такова: отсутствует нормальная связь между эмоциями (эмоциональными реакциями) и интеллектом. Вместо адекватных, соразмерных ситуации стереотипов поведения, при измененном нервно-психическом тонусе в действие постоянно пускается только одна поведенческая программа, свойственная личности. Черты личности, обогащенные разноплановыми моделями поведения, безусловно выигрывают. Иными словами, черты личности должны быть такими, чтобы максимально приближать к гибкому решению самых разных затруднений. 

Какие бывают эмоциональные реакции

Н.Я. Грот и В. Вундт рассматривали эмоциональные реакции как нечто универсальное, сопутствующее любому психическому процессу, а не специфичное. Это тоже своеобразные черты личности. 

Однако П.В. Симонов, Ж.-П. Сартр, А.В. Вальдман напротив выдвинули идею о рассмотрении эмоционального реагирования как самостоятельного феномена, частного механизма реагирования и регуляции, означающего, что в нормальном протекании существования человека произошли какие-то отклонения.

В норме   человек действует по трем схематично-очерченным видам эмоциональных реакций, которые называются:

  • рефрактерная;
  • эйфорическая;
  • дисфорическая

При рефрактерной реакции возбуждение от ситуации (положительной или отрицательной) имеет характер аутонаправленности. Т.е. эмоции направляются вовнутрь. Так они могут затормаживать поведение индивида или блокировать его.

Эйфорическая реакция бывает отмечена необычно резким подъемом настроения с наплывами дурашливости, «отключением тормозов» в шутках, самопроизвольном нарушении личных границ собеседника.

черты личности открывают путь к профориентации и подбору кадров

Дисфорическая эмоциональная реакция относится к аггрессивной по отношению к окружению. В приступе раздражительности или недовольства индивид способен причинить вербальный, невербальный или физический вред окружающим. Тоскливо-злобное настроение выражается в придирчивости, мелочности, вспышкам гнева по пустякам.

Loading

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *