Ключевые этапы психологического консультирования с примерами ошибок

Ключевые этапы психологического консультирования с примерами ошибок

12 июля, 2022 0 Автор admin

Работа психолога-консультанта подразумевает правильное проведение консультаций, которые не могут начинаться с раздачи советов или рекомендаций. Строгая поэтапность регламентирует процессы, позволяя плавный переход от общего знакомства к конструктивному сотрудничеству. Анализ и предложения по решению специфической проблемы возможно только после ее полного понимания.

Ключевые блоки психологической консультации

Чего ожидает личность, обращающаяся в заведение психологической помощи? Умелого разбора сложной ситуации с научно обоснованными вариантами выхода из неё. Сформировать действительно работающие, приводящие к нужному результату рекомендации невозможно без поэтапного рассмотрения индивида как личности, его (её) особенностей восприятия и изложения доставляющих дискомфорт моментов, анализа сути жалобы. Далее идет способность адекватной связки услышанного с изученными психологическими теориями. Этапы консультирования выглядят следующим образом:

1. Знакомство.

Первая встреча сопряжена с внутренним напряжением и тревогой за исход сессии. Для разряжения обстановки консультант сам встречает обратившегося за помощью у двери, пожимает руку, с улыбкой предлагает пройтись и занять место на стуле или кресле (рекомендуется для долгосрочных сеансов).

2. Снятие психологических барьеров.

Общаться с незнакомым человеком на сугубо личные темы довольно сложно. Клиент часто испытывает внутренную напряженность, некоторую долю дискомфорта, не решается высказать мнение и выразить чувства. Эмпатия, проявляющаяся в активном вовлеченном слушании, раскрепощает и настраивает на позитивные лад. Переспросы относительно волнующей проблемы активизируют вспоминание моментов, которые ранее ускользали из области сознательного. Бессознательные импульсы и порывы, отрывки из реминисценций, чувственные образы возникают поверх основного рассказа-исповеди.

Отзеркаливание – приём копирования жестов, мимики и поз собеседника с целью получения им ощущения того, что его внимательно слушают.

3. Диагностика

Перед проведением психодиагностики нужно спросить разрешение и согласие на нее у самого респондента. При отказе попытаться объяснить, что без психодиагностики суть конфликта, эмоционального дискомфорта не будет постигнута до конца, а полученные рекомендации от психолога не дадут ожидаемого эффекта.

4. Интерпретация проблемных мест и выдача рекомендаций

На базе знаний, полученных из беседы-интервью, психологических тестов, происходит обращение к теориям личности, семейных и межличностных отношений. Обнаруженные прорехи разъясняются, показываются варианты выхода из неприятной ситуации. Говорит больше психолог, стараясь «разложить по полочкам» структуру конфликта, сложностей и выложить в ряд все возможные способы урегулирования. Порой одного психологического участия недостаточно, и человеку нужна медицинская, юридическая, педагогическая помощь. Тогда не нужно пытаться заменить соответствующих специалистов – надо перенаправить клиента к ним, завершив свою часть работы.

5. Рассмотрение мер, принимаемых клиентом соответственно рекомендациям.

По прошествии некоторого отрезка времени психолог-консультант встречается с клиентом или звонит ему, спрашивая о наличии позитивных изменений в его жизни.

Грубые ошибки в психологическом консультировании

Бывают такие промахи коммуникации, которые способны поставить респондентов в тупик и удалить их желание продуктивно сотрудничать, продолжать беседу. Такое случается, когда проводящий консультацию психолог начинает:

  • сообщать много подробностей из сферы своих проблем;
  • встает на сторону одного из участников при групповом консультировании (супругов, родителя или ребенка);
  • пользуется приемом отзеркаливания позы, мимики и жестов настолько активно, что у подопечного возникает ощущение, что его передразнивают;
  • выказывает оценочное отношение к поступкам и словам респондента

Разворот беседы в сторону собственных неурядиц превращает сессию в пустое времяпрепровождение для клиента. От такого маневра его проблема не получит разрешения, а специалист не сможет достаточно глубоко ее изучить.

Важны навыки консультанта в соотнесении практического вопроса с теориями и наработками психологических школ! Умение правильно связывать проблему с опорными теоретическими точками ее разрешения приведет к выработке правильных действенных рекомендаций.

 207 Всего просмотров,  2 Просмотров сегодня