Инструкция по охране труда для психолога
Психологам, работающим в школах, лицеях, гимназиях важно выполнять условия, описанные в инструкции. Инструкции разрабатываются в рамках системы управления охраны труда (СУОТ). Введение СУОТ в каждой организации обусловлено Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н “Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда“. Психология должна обретать свой размах в безопасных условиях.
0. Общие требования охраны труда
0.1. Настоящая инструкция по охране труда для психолога предусматривает основные требования по охране труда для педагога-психолога.
0.2. Педагогу-психологу необходимо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
0.3. На педагога-психолога могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы: повышенный уровень шума; пониженная влажность воздуха; психофизиологическое напряжение; высокая концентрация внимания; электроопасность; пожароопасность; нарушение микроклиматических условий в помещении; длительные статические нагрузки. 0.4. Педагог-психолог извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1. Общие требования безопасности.
1.1. К работе педагога-психолога допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие высшее образование и прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При работе педагогу-психологу необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми возможно воздействие на работающих и учащихся следующих опасных и вредных факторов:
– нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности помещения;
– нарушение осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
– травмы при проведении подвижных занятий, при падении на мокром и скользком полу;
– поражение электрическим током при использовании неисправного электрооборудования.
1.4. В кабинете педагога-психолога, где проводятся индивидуальные занятия с детьми, должен быть вывешен комнатный термометр для контроля температурного режима.
1.5. Педагог-психолог обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при возникновении ЧС.
1.6. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации школы.
1.7. В процессе занятий и мероприятий педагог-психолог и обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. В случае пропуска рабочего дня педагог-психолог обязан представить соответствующий документ, объясняющий причину отсутствия.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда для психолога, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Инструкция по охране труда для психолога в требованиях безопасности перед началом работы.
2.1. При проведении групповых и индивидуальных занятий с учащимися в своем или учебном кабинете педагог-психолог должен: включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета. Данная инструкция по охране труда для психолога не дает точного описания норм СанПиН, поэтому их следует искать в официальных НПА.
2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в допустимых пределах: температура воздуха в холодный период года – 22-240 С., в теплый период – 23-250 С., относительная влажность воздуха – 40-60%.
Оптимальная температура в пределах 18 С.
3. Требования безопасности во время занятий с учащимися.
3.1. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Мытье окон и светильников разрешается только после проведения целевого инструктажа. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается. Любая инструкция по охране труда для психолога об этом повествует.
3.5. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.6. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.7. Во время уроков психологии следует проводить физминутки для глаз
(Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты согласно Приложения 4 к СанПиН 2.4.2.2
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации школы и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета и вызвать слесаря – сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. В случае появления неисправности в работе компьютера выключить его, сообщить об этом администрации школы. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.
4.5. При поражении пользователя ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом педагогу-психологу.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания педагога-психолога.
5. Требования безопасности по окончании занятий с учащимися или работы.
5.1. Выключить компьютер.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, жалюзи, занавески и выключить свет.
Соблюдать требования инструкции по охране труда для психолога нужно обязательно. Для неповинующихся возможно оформление административного правонарушения, штраф. Инструкция по охране труда для психолога может быть зачитана в ходе вводного или первичного инструктаж ей, поскольку они изначально базируются на освещенной в ней информации.