Как правильно написать психодиагностическое заключение
Психодиагностическое заключение пишется по результатам психологического обследования. Психологическое обследование клиентов всегда бывает обусловлено наличием внешнего запроса. От характера запроса-проблемы зависит тип психодиагностики, применяемые тесты и стиль беседы. Выделяют общие конструктивные части, присущие любому виду психодиагностического заключения.
Психодиагностическое заключение в структуре и разметке
После проведенной беседы, получения результатов тестов, анкет и опросников, в диагностический документ заносится любая информация относительно проводимых манипуляций и задействованного диагностического материала. Обязательными составляющими яявляются:
1. Имя, возраст, уровень образования.
2. Отношение к обследованию.
3. Проблема или запрос, с которым обращаются к психологу.
4. История анамнеза.
5. Набор тестов и опросников, примененных в ходе исследования.
6. Особенности поведения респондента (манера разговора, охотное-формальное изложение фактов, особенности осанки, естественность движений, мимика, жесты, аффективный контроль, интенсивность эмоциональных реакций).
7. Гипотетический конструкт.
8. Написание диагноза.
9. Рекомендации с прогнозом поведения в случае их выполнения и невыполнения.
Результатом становится описание определенных психических свойств, протекания психических процессов, защитных реакций. Исследованию также могут продвергаться межличностные отношения, интеллектуальные способности, мотивационная сфера личности, творческие задатки, эмоциональные состояния, черты личности, функциональные состояния психики. Чаще психологу приходится работать с разрывами межличностных отношений, проблемами с низким уровнем адаптации в коллективе, тяжелыми эмоциональными состояниями, угнетающими клиентов или даже доводящими их до суицида.
Диагностика межличностных отношений
Широко применяется в судебной практике, при разводах и принятии решения, с кем оставить ребенка. Школьные психологи склонны проявлять интерес к межличностным отношениям учеников для своевременного обнаружения конфликтов, проведении профилактической психокоррекционной работы.
Тест MMPI является классикой диагностики межличностных отношений. Он показывает:
- субъективное отношение к людям;
- рефлексию собственных переживаний;
- дает эксплицитное обоснование чувств и отношений
Тест MMPI не подходит для диагностики детей вплоть до подросткового возраста. Таким респондентам рекомендуется давать ситуационный тест Р. Бейлса, направленный на наблюдение и экспертную оценку ситуации. Центральным звеном теста становится «Дилемма узника», раскрывающая модель принятия решения субъектом в ситуациях, связанных с неопределенностью и риском. Регистрируются различные виды интеракции в группе, которые закодированы по 12 показателям, снабженным специальной шкалой. Для диагностики межличностных отношений детей и подростков также применяются:
- Тест-анкета: эмоциональная направленность (Б.И. Додонов).
- Методика «Диагностика эмоциональной сферы дошкольника» (Л.П. Стрелкова.
- Методика «Рисованный апперцептивный тест» РАТ (вариант теста Мюррея).
- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
Результаты обрабатываются, изучается их интерпретация согласно пояснениям создателей. Ошибкой будет выписывание в психодиагностическое заключение отрывков из интерпретатора. Диагноз никогда не ставится на основе подсчета баллов по одному психологическому тесту. Психолог вводит в процесс диагностики «батареи тестов» (комплекты тестового материала) в целях многогранного отражения состояния респондента.
Необходим комплексный анализ психических процессов, особенностей мышления, поведения в период беседы в кабинете психолога. На основе общей картины пишется заключение с прогнозом тенденции поведения в дальнейшем.
Психодиагностика эмоционального состояния
Популярная тема исследования клиентов во время посещения психолога по собственной инициативе. Когда и зачем человек хочет обратиться к психологу? В моменты после острого стресса, при неврозах, депрессии, социальной дезадаптации, дистимии (сниженном настроении). Арсенал тестов, опросников и шкал для психолога-диагноста здесь предельно широк и включает:
- Методику САН (самочувствие, активность, настроение) Авторы: М.П. Мирошников, В.А. Доскин, В.Б. Шарай, Н.А. Лаврентьева.
- Торонтская алекситимическая шкала.
- Методики экспресс-диагностики В.В. Бойко (измеряют склонность к импульсивности, дистимии, дисфории или эйфории, дистимии, аффективному поведению, эмоциональному «выгоранию»)
- Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (проективный тест).
- Тематический апперцептивный тест Г. Мюррея.
- Шкала тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера.
- Шкала самооценивания депрессии Цунга.
Тесты на тревожность, депрессию, психические патологии, расстройства личности, субъективное ощущение одиночества помогают выявить вероятность совершения суицида и своевременно принять меры профилактического характера. Уровень суицидального риска возрастает при высоких показателях склонности к саморазрушающему и рискованному поведению, перепадах настроения, депрессии, замкнутости (уходе в себя), потере самоуважения. К факторам, помогающим в диагностике повышенной вероятности суицида, относится неопрятный внешний вид, внезапные изменения в поведении, агрессивность, угрозы самоубийства. Повышенный риск суицида отмечается в психодиагностическом заключении с выделением и сообщается устно лицам из окружения подростка.
Психодиагностическое заключение пишется на 1-3 страницы. Язык изложения предпочтительнее – официально-деловой, без терминов или фраз из разговорного стиля речи. Излагать предположения следует в вероятностной форме, поскольку всегда есть риск чрезмерной субъективизации. Заключение должно быть безоценочным, только констатирующим. Рекомендации нужно писать ясные, с четким описанием дальнейшего алгоритма действий.