Самые популярные тесты интеллекта и аспекты, которые они выявляют
Сколько бы ни мелькали перед глазами слова «brain test», «проверка iq», «eq test» остается все же непонятным, какие факторы умственного развития они выявляют и не являются ли он плодом фантазий интернет-блогеров и прочих дилетантов.
Как интеллект соотносится с психическими процессами? Что измеряют тесты интеллекта и насколько верны их результаты? Существуют ли общие нормы умственного развития? Разберемся с точки зрения профессиональной психологии.
Тесты интеллекта
Любой тест на эрудицию и интеллект подсказывает, что якобы измеряется уровень человека на планке разума. Так ли это? Что подразумевает расхожее понятие «интеллекта»?
Когда этот вопрос задали ученым в далеком 19-м году, «интеллектуальные способности» трактовались весьма широко:
1. Интеллект (в его генерализованном понятии).
2. Способность к абстрактному мышлению.
3. Навыки концептуализации и абстрактных рассуждений.
4. Конкретные действенные взаимоотношения индивида с окружающей действительностью (С.Л. Рубинштейн)
Интеллект это не совокупность зазубренных академических фактов из истории, биологии и прочих наук. Он не есть их сумма или произведение. Любители научно-популярной литературы делят такое свойство ума только на:
- эрудицию;
- собственно интеллект (представляемый в ипостаси копилки знаний)
Отсюда так много пользователей ищут, возможно, в интернете или по справочникам тесты на эрудицию и интеллект или тесты эмоционального интеллекта, считая, что достаточно пройти тест на знания, интеллект (тест интеллекта Векслера), чтобы выдать однозначное суждение о себе. Но только профессиональные психологи знают, что ни один отдельно взятый тест не может дать точное определение способностей человека. Интеллект это процесс, а не результат, выступающий в виде способности к обучению, способности к абстрактному мышлению и т.д. Кроме вышеобозначенного, интеллект выступает как одна из пяти черт личности в теории “Большой пятерки”.
Психологические теории интеллекта оперируют более замысловатыми градациями этого генерализованного термина «интеллект». Они делят его на:
- вербальный интеллект;
- невербальный интеллект;
- общий интеллект
Идею общего интеллекта выдвинут еще Спирмен, обозначив его как некий фактор “G”. Но как его измерить доподлинно и точно до сих пор остается открытым вопросом.
Не располагая равностепенной шкалой измерения какой-либо психологической характеристики, как отмечает А.Анастази, сложно говорить о том, каково реальное распределение какой-либо психологической характеристики.
Психологи часто привязывают интеллект к показателям, которые человек получает в процессе образования и воспитания, приобщения к определенной культуре.
Почему уровень интеллекта может быть разным
Гальтон был первым, кто попытался объяснить различия в способностях людей. Его теория носит название «генетической», поскольку он считал, что «каким родился, таким и умрешь». Однако, исследования, проведенные после него доказали, что на уровень IQ ребенка влияют:
- уровень образования родителей;
- социально –экономическое положение семьи;
- наличие травм в неонатальном и послеродовом периоде
На уровень интеллекта влияет и приспособительная гибкость человека. Согласно Пиаже, сущность интеллекта выступает в структурировании отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации.
Вернон отмечает, что интеллект соответствует общему уровню сложности и гибкости в схемах поведения личности, последовательно сформировавшихся в течение ее жизни.
Здесь отчетливо прослеживается связь интеллекта с возрастом, не исключая и возрастных изменений: известно, что после возрастной отметки в 65 лет, когнитивные способности стариков опускаются на уровень значительно ниже того, что был в молодости, не исключая и единичные случаи сохранения полной ясности ума.
Подытоживая следует отметить, что на ранних этапах развития ребенка на его уровень IQ влияет прежде всего среда и данные родителей, а по мере перехода в старческий возраст огромное количество особей любой популяции теряют развитость мозга, возвращаясь на более ранние этапы развития.
Какими бывают тесты на интеллект
Расхожее мнение, что имеется единый тест на уровень интеллекта, весьма огульно. Тесты на интеллект разнородны по типу исполнения. Различают:
- тесты интеллекта для специфических популяций (А. Анастази);
- групповые (армейский тест Альфа);
- невербальные (матрицы Равена);
- вербальные (классификации слов);
Конструирование тестов интеллекта и их использование служат задаче выявления соответствий индивидуальных показателей некоторому, определяемому общественными требованиями, эталону «нормального» психического развития. Дункан отмечает, что в тесты интеллекта включают, главным образом, социальные требования к индивиду. Это прежде всего:
- Словарный запас.
- Способность оперировать символами.
- Умение пользоваться словарной базой языка.
На содержание тестов большое влияние оказывают и теоретические воззрения их создателей. К примеру, Стернберг подчеркивал социокультурную основу интеллекта, а Айзенк, создавший тест на интеллект Айзенка, свел его понимание к сфере психофизиологии, рассматривая как ключевой аспект роль скорости при переработке информации.
Кроме того, мировую известность получили следующие тесты:
- тест структуры интеллекта Амтхауэра;
- тест интеллекта Векслера;
- тест эмоционального интеллекта Холла;
- тесты на память и интеллектуальные способности
Бине считал, что интеллект выражает суждение о ценности, отнесенное к сложному поведению. И хоть уникального теста этот исследователь не создал, но его постулат о разграничении сложного и примитивного поведения получил достаточно широкое признание при повседневной оценке действий человека.
Радешенек абсолютно всех узревать. Наконец-то отрыл хоть сколько-нибудь занимательное
Добро пожаловать на портал. Читайте обновления и комментируйте. Писать для Вас – одна радость!